38) Основные понятия искусственного интеллекта(ИИ), ИС, имитирующие творческие процессы, информация и данные.

Термин «интеллект» означает ум, рассудок, разум; мыслительные способности чел-ка.

Интеллект - способность мозга решать (интеллектуальные) задачи путем приобретения, запоминания и целенаправленного преобразования знаний в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам.

ИИ — раздел информатики, изучающий возмохность обеспеч-я разумных рассуждений и действий с помощью вычислит сис-м и иных искусственных уст-в. При этом в большинстве случаев заранее неизвестен алгоритм реш-я задачи.

Моделирование дея-ти чел-ка - задача решаемая, простая, тривиальная, но ее реш-е не дает практически никаких содержательных рез-тов при очень высоких затратах на ее реализацию. Обычно к реализации интеллектуальных сис-м подходят именно с т. зр. моделирования человеческой интеллектуальности. Направления ИИ:

1.символьное (семиотическое, нисходящее) основано на моделировании высокоуровневых процессов мышления чел-ка, на представлении и использовании знаний;

2.нейрокибернетическое (нейросетевое, восходящее) основано на моделировании отдельных низкоуровневых структур мозга (нейронов).

Т.о. сверхзадачей ИИ явл-ся построение комп интеллектуальной сис-мы, кот обладала бы уровнем эффективности решений неформализованных задач, сравнимым с человеческим или превосходящим его.

Наиб часто используемые при построении сис-м ИИ парадигмы программирования — ф-циональное и логическое программирование. От традиционных структурного и объектно-ориентированного подходов к разработке программной логики они отличаются нелинейным выводом реш-й и низкоуровневыми средствами поддержки анализа и синтеза структур данных.

В рамках гибридных интеллектуальных сис-м пытаются объединить 2 этих направления. Экспертные правила умозаключений м. генерироваться нейронными сетями, а порождающие правила получают с помощью статистического обучения.

Некотор из самых впечатляющих гражданских ИИ сис-м:

1.Deep Blue — победил чемпиона мира по шахматам.

2.Mycin — 1 из ранних ЭС, кот. могла диагностировать небольшой набор заболеваний, причем часто так же точно как и доктора.

3.20q — проект, основанный на идеях ИИ, по мотивам классиче игры «20 вопросов». Стал очень популярен после появления в интернете на сайте 20q.net.

4.Распознавание речи. Сис-мы такие как ViaVoice способны обслуживать потребителей.

5.Роботы в ежегодном турнире RoboCup соревнуются в упрощённой форме футбола.

Просматриваются 2 направления развития ИИ:

1.реш-е проблем связанных с приближением специализированных систем ИИ к возможностям чел-ка и их интеграции, кот реализована природой чел-ка.

2.создание Искусственного Разума, представляющего интеграцию уже созданных сист-м ИИ в единую сис-му способную решать проблемы человечества.

Применение ИИ Банки применяют сис-мы искусственного интеллекта (СИИ) при игре на бирже и управлении собственностью. В августе 2001 года роботы выиграли у людей в импровизированном соревновании по трейдингу (BBC News, 2001). Нейронные сети широко use при распознавании текста и речи, мед диагностике, спам-фильтрах, а также для обеспеч-я нац безопасности.

Разработчики комп игр вынуждены применять ИИ той или иной степени проработанности. Стандартными задачами ИИ в играх явл-ся нахождение пути в двухмерном или трёхмерном пространстве, имитация поведения боевой единицы, расчёт верной экономич стратегии и т.д.

Творческие (созидающие) ИТ III (высшего) уровня охватывают полный информац цикл - выработку инфы (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования объекта, достижения новых более высоких целей.

ИТ III уровня означают высший этап компьютеризации менеджмента, позволяют задействовать ЭВМ в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники.

Полная интегрированная автоматизация предполагает охват след информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необход инфе, анализ инфы, подготовка текста, поддержка индивидуальной дея-ти, программирование и реш-е спец задач.

информация = данные + смысл;

знание = информация + сравнение.

Инфа — это сведения об объектах и явленияхх окруж среды, их параметрах, св-вах и состояниях, кот уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Информатика рассматривает инфу как связанные между собой сведения, изменяющие наши представления о явлении или объекте окруж мира. С этой т. зр. инфу м. рассматривать как совокупность знаний о фактич данных и зав-тях между ними.

В процессе обработки инфа может менять структуру и форму. Признаком структуры явл-ся эл-ты инфы и их взаимосвязь. Формы представления инфы м.б. различны. Основными из них явл-ся: символьная (основана на использовании различ символов), текстовая (текст — это символы, расположенные в опред порядке), графическая (различ виды изображений), звуковая.

В повседневной практике такие понятия, как инфа и данные, часто рассматриваются как синонимы. На самом деле между ними имеются различия. Данные -инфа, представленная в удобном для обработки виде. Данные м.б. представлены в виде текста, графики, аудио-визуального ряда. Представление данных наз-ся языком информатики, представляющим собой совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения, отображения, передачи инфы в электронном виде.