Понятие ИС, основные составляющие ИС. Классификация ИС, типовые функциональные компоненты ИС, архитектура ИС. Требования, предъявляемые к ИС.

ИС – система, призванная обеспечить пользователя удобным хранением и поиском информации. Автоматизированная ИС – система, в которой применяются технические средства. ИС – совокупность программно-аппаратных средств, задействованных для решения конкретной прикладной задачи. Большинство ИС включают в себя: диалоговый ввод-вывод, логику диалога, прикладную логику обработки данных, логику управления данными, операции манипулирования файлами и базами данных. Так же можно выделить следующие составляющие: база данных, СУБД, приложение, словарь данных (информация о типах данных и их связях в БД), администратор БД, вычислительная система и обслуживающий персонал.

Классификация. 1.По масштабу. А)Локальные. Б)Групповые(локальные сети) В)Корпоративные ИС. 2.По сфере применения. А)Системы обработки транзакций(транзакция – набор операторов, которые выполняются либо все, либо ни один). Б)Системы поддержки принятия решений (оперативная аналитическая обработка и экспертные системы) В)Информационно-справочные системы(системы электронной документации, гео-информационные системы, гипертекстовые системы, офисные ИС для автоматизации). 3.По способу организации (архитектура) А)Файл-сервер. Б)Клиент-сервер. В)Многоуровневая архитектура. Г)Интернет-интранет технологии.

Типовые функциональные компоненты. 1.Средства представления – обслуживает пользовательский ввод и отображает то, что ему предоставляет компонент логики представления с использованием соответствующей программной поддержки. 2.Компонент логики представления – управляет взаимодействием между пользователем и компьютером. 3.Компонент прикладной логики – набор правил для принятия решений, вычислений и операций, которые должно выполнить приложение. 4.Логика управления данными – операции с базой данных, которые нужно выполнить для реализации прикладной логики (SQL –запросы). 5.Операции с базой данных – действия СУБД, реализующие логику управления данными, фиксация транзакций на физическом уровне. 6.Файловые операции – дисковые операции чтения и записи данных.

Архитектуры. Файл-сервер. Станция пользователя только для отображения. Сервер извлекает данные из файлов, каждый новый клиент незначительно увеличивает нагрузку на процессор, но резко повышает вычислительную мощность сети. Объекты разработки – компоненты, определяющие логику диалога, обработки и управления данными. Недостатки: загрузка сети, непредсказуемое время реакции, стоимость (дешевый сервер, дорогой клиент). Клиент-сервер. Происходит решения проблемы файл-серверной архитектуры за счет разделения компонентов приложения и размещения их там, где они действительно нужны. Присутствуют специальные сервера баз данных. Он понимает язык запросов, выполняет поиск, сортировку и объединение данных. Объекты разработки – диалог или логика обработки данных, реляционная модель и набор SQL операторов. Является 2 уровневой моделью: операция с файлами и базой данных – на сервере, все остальное выполняет клиент. Предоставляет наименьшие требования к серверу и обладает лучше масштабируемостью. Недостаток: сложные приложения, активно взаимодействующие с базой данных, могут нагрузить клиент и сеть. Многоуровневая. Наличие нескольких специализированных серверов. Нижний уровень: приложения клиентов имеют интерфейс для вызова приложений на среднем уровне. Средний: прикладная логика и уровень управления данными (на сервере). Высокий уровень: операции с б.д и файловые операции. (на сервере). Интернет-интранет. Браузер, который связывается с сервером приложений, через сервер приложений идет связь с сервером б.д., а он связывается с веб-сервером.

Требования к ИС. Гибкость. Способность к адаптации и дальнейшему развитию. Выполняется за счет средств общепринятой документации. Любая система со временем устаревает, чтобы ее модернизировать лучше привлечь группу самих разработчиков, следить за тем, чтобы не использовались устаревшие методы. Надежность. Функционирование без искажения информации и потерь данных по техническим причинам. Резервное копирование, протоколирование, поддержка надлежащего состояния каналов связи, средств хранения информации. Эффективность. ИС считается эффективной, если с учетом выделенных для нее ресурсов, она позволяет решить поставленную задачу в кратчайшие сроки. Оценка эффективности осуществляется в процессе переговоров заказчика и разработчика. Безопасность. Свойство системы, в силу которого посторонние лица не имеют доступа к информации. Факторы, влияющие на безопасность: большой объем программного кода, несовершенство компиляторов, человеческий фактор, несовместимость программных блоков системы со сторонними блоками.