48) Канонич. проектир-е ИС. Анализ предмет обл-ти, исслед-е и обоснование сис-мы, опред-е параметров сис-мы, разработка технич задания(ТЗ).
Каноническое проектирование ЭИС отражает особенности ручной технологии индивидуального (оригинального) проектирования, существляемого на уровне исполнителей при отсутствии использования каких-либо инструментальных средств, позволяющих интегрировать выполнение элементарных операций.
В основе канонического проектирования лежит каскадная модель жизненного цикла ЭИС. Процесс каскадного проектирования в жизненном цикле ЭИС в соответствии с применяемым в нашей стране стандартом (ГОСТ 24.601-86) делится на следующие стадий:
1. Формирование требований к ИС:
*обслед-е объекта и обоснование необход-ти создания ИС;
*формирование требований пользователей к ИС;
*оформление отчета о выполненной работе и тактико-технич задания на разработку.
2. Разработка концепции ИС.
*изучение объекта автоматизации;
*проведение необход научно-исследовательских работ;
*разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих треб-ям пользователей;
*оформление отчета и утверждение концепции.
3. Технич задание.
*разработка и утверждение ТЗ на создание ИС.
4. Эскизный проект.
5. Технологич проект.
6. Рабочая док-тация.
7. Ввод в действие.
8. Сопровождение ИС.
Oбследование - это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его дея-ти и существуюей сис-мы обработки инфы. Материалы, полученные в рез-те обследования, useся для:
*обоснования разработки и поэтапного внедрения сис-м;
*составления технич задания на разработку сис-м;
*разработки технич и рабочего проектов сис-м.
На этапе обследования целесообразно выделить 2 составляющие: опред-е стратегии внедрения ИС и детальный анализ дея-ти организации.
Основная задача I этапа обследования - оценка реального объема проекта, его целей и задач на основе выявленных ф-ций и информац эл-тов автоматизируемого объекта высокого уровня. Эти задачи м.б. реализованы или заказчиком ИС самостоятельно, или с привлечением консалтинговых организаций. Этап предполагает тесное взаимодействие с основными потенциальными пользователями сис-мы и бизнес-экспертами. Основная задача взаимодействия - получить полное и однозначное понимание требований заказчика. Нужная инфа м.б. получена в рез-те интервью, бесед или семинаров с руководством, экспертами и пользователями. По завершении этой стадии обследования появляется возможность определить вероятные технич подходы к созданию сис-мы и оценить затраты на ее реализацию (затраты на аппаратное обеспечение, закупаемое ПО и разработку нового ПО). Рез-т этапа – док-т (технико-экономич обоснование проекта), где четко сформулировано, что получит заказчик, если согласится финансировать проект, когда он получит готовый продукт (график выполнения работ) и ск-ко это будет стоить (для крупных проектов д.б. составлен график финансирования на разных этапах работ). В док-те желательно отразить не только затраты, но и выгоду проекта, напр-р время окупаемости проекта, ожидаемый экономич эффект (если его удается оценить).
На этапе детального анализа дея-ти организации изучаются задачи, обеспечивающие реализацию ф-ций управления, организационная структура, штаты и содержание работ по управлению предприятием, а также хар-р подчиненности вышестоящим органам управления. На этом этапе д.б выявлены: *инструктивно-методические и директивные материалы, на основании кот определяются состав подсис-м и перечень задач; *возможности применения новых методов реш-я задач.
Аналитики собирают и фиксируют инфу в двух взаимосвязанных формах: *ф-ции - инфа о событиях и процессах, кот происходят в бизнесе; *сущности - инфа о вещах, имеющих знач-е для организации и о кот что-то известно.
1 из наиб трудоемких, хотя и хорошо формализуемых задач этого этапа явл-ся описание док-тооборота организации.
По рез-там обследования устанавливается перечень задач управления, реш-е кот-х целесообразно автоматизировать, и очередность их разработки. На этапе обследования следует классифицировать планируемые ф-ции сис-мы по степени важности. 1 из возможных форматов представления такой классификации - MuSCoW. Эта аббревиатура расшифровывается так: Must have - необходимые ф-ции; Should have - желательные ф-ции; Could have - возможные ф-ции; Won't have - отсутствующие ф-ции. Ф-ции I категории обеспечивают критичные для успешной работы сис-мы возможности.
Реализация ф-ций II и III категорий ограничивается временными и финансовыми рамками: разрабатывается то, что необходимо, а также max возможное в порядке приоритета число ф-ций II и III категорий.
Последняя категория ф-ций особенно важна, поскольку необходимо четко представлять границы проекта и набор ф-ций, кот будут отсутствовать в сис-ме.
Модели дея-ти организации создаются в двух видах:
•модель "как есть"("as-is")- отражает существующие в организации бизнес-процессы;
•модель "как должно быть"("to-be") - отражает необход изменения бизнес-процессов с учетом внедрения ИС. На этапе анализа необходимо привлекать к работе группы тестирования для реш-я след задач:
•получения сравнительных хар-к предполаг-х к использованию аппаратных платформ, ОС, СУБД, иного окружения;
•разработки плана работ по обеспеч-ю надежности ИС и ее тестирования.
Параметры сис-мы делятся на 3 основные группы:
Обеспеч-е- кол-во и качество доступных рабочих мест: компы с различ периферийными устройствами
- сканеры, принтеры, проекторы и т.п
- наличие и кач-во объединяющей все рабочие места локальной комп сети.
- наличие соответствующих программных средств, инструментов.
Компетентность. Она определяется способностью участников процесса работать с ИС, use рез-ты этой работы в своей проф дея-ти. Востребовательность будет определяться наличием устойчивых взаимоотношений по след параметрам:
- наличие нормативной базы, кот определяет хар-р работы по формированию ИС.
ТЗ - это док-т, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необход для разработки автоматизированной сис-мы упр-я.
При разработке ТЗ необходимо решить задачи:
•установить общую цель создания ИС, определить состав подсис-м и ф-циональных задач;
•разработать и обосновать требования, предъявляемые к подсис-мам;
•разработать и обосновать требования, предъявляемые к информац базе, матем. и ПО, комплексу технич средств (включая средства связи и передачи данных);
•установить общие требования к проектируемой сис-ме;
•определить перечень задач создания системы и исполнителей;
•определить этапы создания сис-мы и сроки их выполнения;
•провести предварит расчет затрат на создание сис-мы и определить уровень экономич эффективности ее внедрения. Состав и содержание технич задания (ГОСТ 34.602- 89)
1 Общие сведения
•полное наименование сис-мы и ее условное обознач-е
•шифр темы или шифр (номер) договора;
•наименование предприятий разработчика и заказчика сис-мы, их реквизиты
•перечень док-тов, на основании кот создается ИС
•плановые сроки начала и окончания работ
•сведения об источниках и порядке финансирования работ порядок оформления и предъявления заказчику рез-тов работ по созданию сис-мы, ее частей и отдельных средств
2 Назначение и цели создания (развития) сис-мы
•вид автоматизируемой дея-ти
•перечень объектов, на кот предполагается использование сис-мы наименования и требуемые знач-я технич, технологич, производственно-экономич и др. показателей объекта, кот д. б. достигнуты при внедрении ИС
3 Хар-ка объектов автоматизации
•краткие сведения об объекте автоматизации сведения об усл-ях эксплуатации и хар-ках окруж среды
4 Требования к сис-ме Требования к системе в целом:
•требования к структуре и ф-ционированию сис-мы
•требования к персоналу (численность пользователей, квалификация, режим работы, порядок подготовки)
•требования к надежности, безопасности, эргономике, транспортабельности, эксплуатации, технич обслуживанию и ремонту, защите и сохранности инфы, защите от внеш воздействий, к патентной чистоте, по стандартизации и унификации
Требования к ф-циям (по подсис-мам):
•перечень подлежащих автоматизации задач
•временной регламент реализации кажд ф-ции
•требования к кач-ву реализации кажд ф-ции, к форме представления выходной инфы, хар-ки точности, достоверности выдачи рез-тов
Требования к видам обеспеч-я:
•математическому
•информац (информац совместимость со смежными сис-ми, используемые классификаторы, СУБД, контроль данных и ведение информац массивов, процедуры придания юридич силы выходным док-там)
•лингвистич (языки программирования, языки взаимодействия пользователейлей с сис-мой, сис-мы кодирования, языки ввода- вывода)
•программному (незав-ть программных средств от платформы, кач-во программных средств и способы его контроля, использование фондов алгоритмов и прог)
•технич
•метрологич
•организационному (структура и ф-ции эксплуатирующих подразделений, защита от ошибочных действий персонала)
•методическому (состав нормативно-технич док-тации)
5 Состав и содержание работ по созданию сис-мы
•перечень стадий и этапов работ
•сроки исполнения
•состав организаций — исполнителей работ
•вид и порядок экспертизы технич док-тации
•прога обеспечения надежности; прога метрологич обеспеч-я
6 Порядок контроля и приемки системы
•виды, состав, объем и методы испытаний сис-мы
•общие треб-я к приемке работ по стадиям статус приемной комиссии
7 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу сис-мы в действие •преобразование входной инфы к машиночитаемому виду •изменения в объекте автоматизации сроки и порядок комплектования и обучения персонала
8 Требования к док-тированию
•перечень подлежащих разработке док-тов перечень док-тов на машинных носителях
9 Источники разработки док-ты и информац материалы, на основании кот разрабатывается ТЗ и сис-ма.
. Параметры сис-мы делятся на 3 основные группы:
Обеспеч-е- кол-во и качество доступных рабочих мест: компы с различ периферийными устройствами
- сканеры, принтеры, проекторы и т. п
- наличие и кач-во объединяющей все рабочие места локальной комп сети.
- наличие соответствующих программных средств, инструментов.
Компетентность. Она определяется способностью участников процесса работать с ИС, use рез-ты этой работы в своей проф дея-ти. Востребовательность будет определяться наличием устойчивых взаимоотношений по след параметрам:
- наличие нормативной базы, кот определяет хар-р работы по формированию ИС.
ТЗ - это док-т, определяющий цели, требования и основные исходные данные, необход для разработки автоматизированной сис-мы упр-я.
При разработке ТЗ необходимо решить задачи:
•установить общую цель создания ИС, определить состав подсис-м и ф-циональных задач;
•разработать и обосновать требования, предъявляемые к подсис-мам;
•разработать и обосновать требования, предъявляемые к информац базе, матем. и ПО, комплексу технич средств (включая средства связи и передачи данных);
•установить общие требования к проектируемой сис-ме;
•определить перечень задач создания системы и исполнителей;
•определить этапы создания сис-мы и сроки их выполнения;
•провести предварит расчет затрат на создание сис-мы и определить уровень экономич эффективности ее внедрения. Состав и содержание технич задания (ГОСТ 34.602- 89)
1 Общие сведения
•полное наименование сис-мы и ее условное обознач-е
•шифр темы или шифр (номер) договора;
•наименование предприятий разработчика и заказчика сис-мы, их реквизиты
•перечень док-тов, на основании кот создается ИС
•плановые сроки начала и окончания работ
•сведения об источниках и порядке финансирования работ порядок оформления и предъявления заказчику рез-тов работ по созданию сис-мы, ее частей и отдельных средств
2 Назначение и цели создания (развития) сис-мы
•вид автоматизируемой дея-ти
•перечень объектов, на кот предполагается использование сис-мы наименования и требуемые знач-я технич, технологич, производственно-экономич и др. показателей объекта, кот д. б. достигнуты при внедрении ИС
3 Хар-ка объектов автоматизации
•краткие сведения об объекте автоматизации сведения об усл-ях эксплуатации и хар-ках окруж среды
4 Требования к сис-ме Требования к системе в целом:
•требования к структуре и ф-ционированию сис-мы
•требования к персоналу (численность пользователей, квалификация, режим работы, порядок подготовки)
•требования к надежности, безопасности, эргономике, транспортабельности, эксплуатации, технич обслуживанию и ремонту, защите и сохранности инфы, защите от внеш воздействий, к патентной чистоте, по стандартизации и унификации
Требования к ф-циям (по подсис-мам):
•перечень подлежащих автоматизации задач
•временной регламент реализации кажд ф-ции
•требования к кач-ву реализации кажд ф-ции, к форме представления выходной инфы, хар-ки точности, достоверности выдачи рез-тов
Требования к видам обеспеч-я:
•математическому
•информац (информац совместимость со смежными сис-ми, используемые классификаторы, СУБД, контроль данных и ведение информац массивов, процедуры придания юридич силы выходным док-там)
•лингвистич (языки программирования, языки взаимодействия пользователейлей с сис-мой, сис-мы кодирования, языки ввода- вывода)
•программному (незав-ть программных средств от платформы, кач-во программных средств и способы его контроля, использование фондов алгоритмов и прог)
•технич
•метрологич
•организационному (структура и ф-ции эксплуатирующих подразделений, защита от ошибочных действий персонала)
•методическому (состав нормативно-технич док-тации)
5 Состав и содержание работ по созданию сис-мы
•перечень стадий и этапов работ
•сроки исполнения
•состав организаций — исполнителей работ
•вид и порядок экспертизы технич док-тации
•прога обеспечения надежности; прога метрологич обеспеч-я
6 Порядок контроля и приемки системы
•виды, состав, объем и методы испытаний сис-мы
•общие треб-я к приемке работ по стадиям статус приемной комиссии
7 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу сис-мы в действие •преобразование входной инфы к машиночитаемому виду •изменения в объекте автоматизации сроки и порядок комплектования и обучения персонала
8 Требования к док-тированию
•перечень подлежащих разработке док-тов перечень док-тов на машинных носителях
9 Источники разработки док-ты и информац материалы, на основании кот разрабатывается ТЗ и сис-ма.